Чем грозит ужесточение ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Направление:Архив новостей

Июнь

30

Федеральный закон от 30.03.16 № 77-ФЗ обновил и дополнил нормы об административной ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Ответственность ужесточилась. Состав правонарушений расширился. Чем грозят эти изменения и насколько они усложнят работу компаний?

Штраф за ошибки в бухучете вырос в пять раз. Компании манипулируют данными бухучета и отчетности для незаконного снижения налогов, сокрытия хищений, отмывания денег и иных финансовых махинаций. Но в прежней редакции статьи 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ не все злоупотребления подпадали под состав административного правонарушения. Штраф за ошибки в бухучете в размере до 4 тыс. рублей тоже не способствовал бухгалтерской дисциплине. Нам не удалось достоверно оценить, какое количество дел о грубом нарушении правил бухучета суды рассмотрели за 15 лет с момента введения этой нормы КоАП. Такие споры рассматривают суды общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а у них нет единой базы решений. Но вряд ли это число превышает несколько сотен.

Сами контролирующие органы редко составляли протоколы о грубом нарушении правил бухучета. В рамках усиления борьбы со схемами законодатель попробовал сделать более эффективным и этот рычаг управления. Кроме того, закон направлен на выполнение международных договоров России. В частности, он соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана 29.05.14) и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21.11.97. В новой версии закона новые штрафы за ошибки в бухучете: штраф за первичное нарушение увеличился до 10 тыс. рублей; за совершение повторного нарушения введен штраф до 20 тыс. рублей; предусмотрено такое административное наказание, как дисквалификация; расширен перечень нарушений; увеличен срок давности с одного года до двух лет. Отсутствие первички — административный штраф.

Ранее ответственность наступала за искажение показателей бухгалтерской отчетности и занижение сумм налогов не менее чем на 10 процентов от реальных данных. Теперь должностное лицо компании могут оштрафовать или дисквалифицировать: за любое отражение в регистрах бухгалтерского учета не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов; отсутствие первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о такой отчетности. Понятие «мнимые и притворные объекты» раскрыто в части 2 статьи 10 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Мнимый объект — это несуществующий объект, отраженный в бухучете лишь для вида. Например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства. Притворный объект — это объект, отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Специальные бухгалтерские формулировки шире, чем понятия мнимых и притворных сделок из гражданского права (ст. 170 ГК РФ). Но в отношении самих сделок они близки по сути. Поэтому очень вероятно, что судебная практика по таким спорам будет двигаться в уже наработанном русле и с учетом устоявшихся правил применения норм гражданского законодательства. Значит, стоит обратить внимание на аргументы, которые помогают защититься в таких спорах. Трудно представить сейчас, как будет развиваться практика в отношении отсутствующей первички. В налоговых спорах под эту категорию проверяющие подводят и документы с недостоверными данными или подписанные неустановленными лицами.

Очевидно, что бухгалтер не всегда имеет возможность лично встретиться с каждым контрагентом, чтобы убедиться в его реальности. Поэтому необходимо предусмотреть правила проверки контрагентов и документов хотя бы по формальным признакам и закрепить эти положения в учетной политике. Проблемы возникнут и в случае иных нарушений: за ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета (ч. 3 ст. 10 Закона № 402-ФЗ); составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета (ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Закон требует, чтобы данные, содержащиеся в первичных документах, отражались в регистрах бухучета своевременно. Пропуски и изъятия при регистрации объектов не допускаются (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). За это ответственность не установлена. Но поскольку такие нарушения повлекут искажение отчетности, то это тоже зона риска.

Мероприятия по данной теме:
Налоговое планирование и налоговая оптимизация
Новое в налогообложении и налоговом администрировании в 2016 году
Изменения законодательства в 2016 году
Главный бухгалтер (в соответствии с профстандартом №1061н)
Налоговое планирование в 2016 году