Основные риски факторинга

Направление:Архив новостей

Июнь

6

Факторинг – это весьма удобный способ обеспечить себя постоянным денежным потоком и переложить риски неоплаты счетов на третью сторону.

Но, безусловно, у него тоже есть свои подводные камни, как и у любого другого финансового инструмента (все знают, что с банками шутки плохи). Итак, какие же основные риски есть у факторинга и о чем лучше заранее узнать, прежде чем поставить свою подпись под документами?

  • Факторинг как правило дороже, чем обычный кредит в банке. И это логично — фактор не имеет реального залога в качестве обеспечения сделки, поэтому он минимизирует свои риски за счет большего процента. Также фактор может использовать для оплаты сделок клиента заемные средства – это тоже влияет на окончательную стоимость услуг для клиента. В российской практике большое количество компаний предлагают высокие и довольно запутанные тарифы, которые в конечном итоге оказывающиеся невыгодными для бизнесменов. И в итоге если взять кредит в банке, то он может оказаться дешевле, чем услуги факторинговой компании.
  • Некоторые покупатели «стесняются» работать с продавцом на условиях факторинга, потому что вместо постоянного партнера в качестве кредитора не хотят видеть банк, а не стандартную ООО. Хотя тут уже повод задуматься поставщику – а надо ли работать с теми, кто «боится» работать с банками?
  • Факторинг обеспечивает лишь «условную» ликвидацию кассового разрыва. Как мы уже упоминали выше, поставщик получает лишь 80-90% от стоимости поставки, а все остальное поступит на его счета лишь после оплаты всей суммы конечным покупателем. Согласитесь, 10-20% от контракта — весьма серьезная сумма. Кроме того, часто могут быть затянуты сроки выплаты по факторингу. Часто сроки осуществления фактором первой выплаты происходят с задержкой. На практике это означает, что продавец получает ее не в течение считанных дней после осуществления поставки в адрес покупателя и предоставления всех подтверждающих этот факт и предусмотренных соглашением документов, а позднее.
  • Факторинговые услуги не подойдут, если ваша компания работает постоянно с одними и теми же клиентами, которые платят пусть и с задержкой, но зато регулярно (в апреле отгрузили – в мае получили деньги, отгрузили в мае – получили деньги по контракту в июне и так далее).
  • При факторинге требуется расширенный пакет документов, который часто включает в себя поручительство третьих лиц или залоговое обязательство.
  • Существует риск неоплаты. В России факторинг практически всегда идет с регрессом, на практике это означает, что фактор, не получив причитающихся ему денег с должников, требует их с поставщиков. Обычно в договорах факторинга это прямо не указывается, поэтому при подписании договора необходимо максимально внимательно изучить разделы, которые посвящены обязанностям поставщиков.
  • Факторинг не подразумевает проведения разовых сделок – отгрузки по дебиторам должны происходить постоянно.
  • Услуга факторинга недоступна компаниям, которые:

  • занимаются производством узкоспециализированной и нестандартной продукции;
  • работают с большим количеством дебиторов и с небольшой суммой долга каждого;
  • продают продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
  • заключают долгосрочные договора с клиентами и выставляют им счета до осуществления поставок или по завершению конкретных этапов работ;
    работаете с субподрядчиками.
  • С помощью факторинга не удастся «обмануть систему» и профинансировать:

  • долги филиалов и иных аффилированных лиц;
  • задолженности в результате комиссионных сделок;
  • долги, обремененные обязательствами перед третьими лицами.
  • Как мы видим, по своей задумке факторинг – это весьма интересный инструмент поддержки небольшого бизнеса. Он позволяет наладить постоянный оборот денежных средств в компании, нивелировать риски неполучения денег по контракту и забыть про «сбор дебиторки». Это позволит компании сосредоточить свои усилия на развитии собственного бизнеса, быстрее анализировать текущую ситуацию и принимать решения, а также успешнее бороться с конкурентами за покупателя в современном высококонкурентном мире. К сожалению, из-за российской специфики и общей незрелости нашего рынка, факторинг не работает на сто процентов в России так, как он должен работать по своей задумке и так, как он работает в США и европейских странах. Но будем надеяться, что через некоторое время ситуация поменяется и у нас будут развиваться услуги факторинга, а вместе с ними и будут расти малый и средний бизнес.

    Мероприятие по данной теме:
    Организация денежных потоков компании
    Финансовый анализ организации в системе экономического анализа деятельности предприятия
    Проектный подход к управлению финансами организации