Доклад Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения закона № 44-ФЗ

Направление:Архив новостей

Декабрь

12

Минэкономразвития России опубликован доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за I полугодие 2016 года.

За исследуемый период, в ЕИС размещено извещений о закупках на сумму более 2,54 трлн. рублей. Общий объем заключенных контрактов составил порядка 2,07 трлн. рублей, что на 6% меньше показателя 2015 года. Экономия бюджетных средств достигла 210 млрд. рублей. Среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило 10%. Прирост экономии по итогам отчетного периода составил 29% относительно аналогичного показателя прошлого года. Среднее количество участников закупок на торгах сохраняется на уровне 2015 г. и составляет в среднем 3. Среднее значение «индекса одной заявки»1 – 5,5 процентных пунктов. Общий объем закупок у единственного поставщика снизился на 6,9%. Преобладающим способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет 53,9% от общего количества размещенных в ЕИС извещений. По прямым контрактам малому бизнесу направлено более 258 млрд. рублей, что на 32% превышает аналогичный показатель 2015 года. Неэффективными могут быть признаны около 5 тыс. процедур определения поставщика на сумму более 92,7 млрд. рублей. Контракты, заключенные в рамках указанных процедур были расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке или по решению суда, то есть проведение процедур не обеспечило отбор квалифицированных поставщиков, способных исполнить контракт с заданными целями.
За I полугодие 2016 г., более чем в 4 раза увеличилась сумма неустоек, начисленных за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств. По итогам проведения централизованных закупок в отчетном периоде заключено порядка 470 тыс. контрактов общим объемом более 773 млрд. рублей. Около 37% средств на закупки товаров, работ, услуг расходуются в рамках централизованных закупок. С применением антидемпинговых мер было заключено 300 319 контрактов общим объемом 104,9 млрд. рублей (соответственно 18% и 5% от общего количества и объема всех контрактов, заключенных в I полугодии 2016 г.). Выявлены недостатки информационного обеспечения контрактной системы, в том числе возможность неверного указания заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов; указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует объекту закупки; указание единиц измерения количества товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, не соответствующих объекту закупки; возможность прикрепления к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов в различными реестровыми номерами, а также присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

В целях совершенствования контрактной системы, а также установления особенностей функционирования ее отдельных механизмов в I полугодии 2016 г. были приняты следующие законодательные изменения: уточнены требования к описанию объекта закупки в части необходимости применения документов и требований, установленных законодательством Российской Федерации о стандартизации (Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ); установлены особенности заключения контрактов в сфере строительства и выполнения проектных и изыскательских работ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ); установлена административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с планированием, нормированием, обоснованием закупок и исполнением контрактов (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ); упрощена процедура направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 320-ФЗ); закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий включены в сферу регулирования Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ); установлены особенности осуществления закупок товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, а также в соответствии с контрактом, предусматривающим встречные инвестиционные обязательства поставщика (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 365-ФЗ).

Мероприятия по данной теме:
Специалист в сфере закупок
Курс повышения квалификации по осуществлению закупок для заказчиков (в соответствии с профстандартом №625н)
Организация государственных и муниципальных закупок. Сложные вопросы применения и практика 44-ФЗ