Использование CVP-анализа в повышении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов

Направление:Архив новостей

Март

29

CVP-анализ предусматривает определение той доли цены, которая должна покрывать постоянные затраты предприятия и принести соответствующую сумму прибыли. Данный вид анализа также называют анализом безубыточности и определения порога рентабельности.

CVP-анализ может быть применен для сметного планирования, планирования объема продаж, принятия решения по установлению цены, оптимизации структуры затрат (соотношения постоянных и переменных затрат) – то есть для оценки степени конкурентоспособности производства и поиска направлений ее повышения.

Суть такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий безубыточ­ной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производством и сбытом про­дукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои зат­раты без получения прибыли рис.

usloviya1

Рис. Условия безубыточной деятельности предприятия

Из рис. следует, что определение величины прибыли осно­вывается на механизме взаимосвязи: «издержки — объем реализа­ции — прибыль» (Cost — Volume — Profit Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие задачи:

  1. Определение объема реализации продукции, который обеспе­чивает покрытие издержек производства, т.е. обеспечиваются усло­вия безубыточности.
  2. Достижение плановой суммы прибыли через определение не­обходимого объема реализации.
  3. Установление «предела безопасности» предприятия, т.е. разме­ра возможного снижения объема реализации продукции при небла­гоприятной конъюнктуре товарного рынка. Метод формирования величины прибыли на основе установления условий безубыточности исходит из допущения, что, во-первых, цена изделия в течение рассматриваемою периода не меняется и, во-вто­рых, количество произведенных товаров равно числу проданных. В этом случае выручка от реализации (В ) математически выражается как:

Вр = Иv + Ип + М,                                                       (1)

где:        Иv — переменные затраты, руб.;

Ип — постоянные затраты, руб.;

М — прибыль согласно условию равна нулю.

Поскольку согласно условиям безубыточности прибыль (М) равна нулю, то формула (1) принимает следующий вид:

Вр = Иv + Ип.                                        (2)

Из формулы (2) следует, что выручка от продаж покрывает затраты. Но эта формула еще ничего не говорит, каков должен быть объем реализации (Вр) или какое количество должно быть продано товаров, чтобы наступили условия безубыточности. Для этого пре­образуем формулу (2), введя в нее количество продаваемых то­варов и цену одного изделия:

е = qИv + Ип,                                                           (3)

где:        q — количество проданных товаров;

Це — цена единицы товара;

Hv — переменные затраты на единицу продукции;

Ип — совокупные постоянные затраты.

Из формулы (3) следует, что постоянные затраты Ип опре­деляются как:

Ип =q(Це — Иv).                                                 (4)

Это означает, что пороговое значение количества продукции, ко­торое должно быть продано, чтобы наступили условия безубыточ­ности, определяется как:

qп = Ип / (Цe — Иv).                                                       (5)

Выражение (Цe — Иv) является распределенной маржей (прибы­лью) в расчете на единицу продукции. Как только она (маржа) покрывает постоянные затраты, то создаются условия для получе­ния и роста прибыли в дальнейшем. Для удобства на практике при­меняют коэффициент покрытия:

Кп = Ме / Вр.                                                     (6)

Экономический смысл коэффициента покрытия Кп состоит в том, что каждая проданная единица, которая идет на покрытие постоянных издержек, вносит определенный вклад в формирование прибыли.

Коэффициент покрытия прибыли позволяет менеджеру при про­чих равных условиях выбирать виды продукции с самым высоким его значением, поскольку они в этом случае будут давать макси­мальный вклад в формирование прибыли для покрытия постоян­ных издержек.

В определении своей политики, в части формирования результа­тов и затрат, исходным принципом должно стать определение точки безубыточности, в которой общий доход от продаж равен постоян­ным и переменным издержкам или в которой вклад в формирование прибыли равен совокупным постоянным издержкам. В соответствии с этим существует и два способа расчета.

Первый исходит из расчета уравнения, выражающего, что:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

В каждом гипотетическом предприятии это выглядит так:

250х = 150х + 35000 + 0,

где:        х — точка безубыточности;

250 — продажная цена единицы товара, руб.;

150 — переменные издержки на единицу товара, руб.;

35 000 — совокупные постоянные издержки, руб.

Решая уравнение относительно х, получаем: х =350 единиц про­дукции. Эта точка может быть найдена в рублях продаж путем умно­жения найденных единиц продукции на продажную цену единицы продукции:

350 • 250 = 87 500 руб.

Второй метод расчета исходит из определения вклада маржи на единицу изделия в формирование прибыли. В этом случае точка безубыточности определяется так:

qп = Ип/(Це — Иv).                                              (7)

В нашем случае это 35 000 / 100 = 350 единиц продукции.

Для того чтобы знать, как будет складываться ситуация после нахождения точки безубыточности, целесообразно использовать графические методы построения границ безубыточности.

Мероприятия по данной теме:
Ценообразование: финансовые и маркетинговые аспекты

Финансовый анализ организации в системе экономического анализа деятельности предприятия

Планирование и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности на предприятииЕ

Совершенствование системы бюджетирования и управленческого учёта