Камеральные проверки деклараций по НДС

Направление:Архив новостей

Февраль

7

В письме от 26.01.17 No ЕД-4-15/1281@ ФНС изложила рекомендации по риск-ориентированному подходу к камеральным проверкам деклараций по НДС, в которых отражены операции, освобождаемые от НДС и подпадающие под понятие налоговой льготы

При этом ФНС предлагает учитывать пункт 14 постановления пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33, в котором указано, что при камеральной проверке у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, в частности, освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК, когда такое освобождение не является льготой — не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.
ФНС пишет, что при проведении указанных проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:
· уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками АСК «НДС-2» (СУР);
· результат предыдущих камеральных проверок по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов, а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при ведении операций по соответствующим кодам. Рекомендуемая форма реестра приведена в приложении к письму.
На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 НК следует истребовать у проверяемого лица документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. Объем подлежащих истребованию документов налоговики будут определять для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, который ФНС изложила во втором приложении к письму. При этом не менее 50% от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.
При непредставлении налогоплательщиком реестра или при представлении реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований данного письма, не указания в реестре суммы операции) истребование документов производится без использования риск-ориентированного подхода.
При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.

Мероприятия по данной теме:
Налоговые проверки: минимизация налоговых рисков и защита от претензий налоговых органов в связи с изменением законодательства
Налоговые риски договорной работы